С е к ц и я 11

Наукоемкие технологии в ракетно-космической технике

Стратегия развития информационной инфраструктуры

IT подразделений высокотехнологичного предприятия

Л.С.Точилов (ФГУП "НПО машиностроения"), Е.С.Крылов (Учебный Центр HP)

Внедрение информационных технологий на высокотехнологичных предприятиях приносит наибольший эффект в тех случаях, когда особое внимание уделяется реализации управляющих процессов в IT-подразделениях. Эти процессы определяются стандартом ITIL - Библиотека Инфраструктуры IT (Информационных Технологий), который получает все большее распространение для IT-организаций во всем мире. Мировой опыт показывает, что для успешной работы IT-подразделений высокотехнологичных предприятий им необходимо организовать работу и строить отношения с бизнесом (подразделениями, осуществляющими основную производственную деятельность), как сторонним IT-организациям.

Управляющие процессы ITIL: (управление уровнем сервисов, управление емкостями, управление рисками, управление стоимостями, управление доступностью, управление инцидентами, управление проблемами, управление конфигурациями, распределение и контроль программного обеспечения, управление изменениями) образуют единую систему, описываемую моделью ITSM (Управление IT-сервисами) компании HP. Реализация модели ITSM позволит IT-подразделениям оценивать свои услуги, устранять угрозы и получать новые возможности. Это является основой при выработке стратегии развития IT-подразделений, используя, например, метод SWOT (Сила, слабость, возможности, угрозы).

Стратегия развития IT-подразделений, безусловно, должна максимально учитывать стратегию развития предприятия. Конкурентно-способное высокотехнологичное предприятие характеризуется эффективной системой управления, управляющие процессы которой во многом коррелируют с процессами ITIL. Например, с особенностями управляющих процессов ITIL для сборочного производства можно ознакомиться на сайте http://krylov.lib.ru.

Динамика развития предприятия требует в первую очередь совершенствования бизнес-процессов, реализация которых без использования информационных технологий практически невозможна. Задачи по предоставлению соответствующих IT-услуг и должны составлять основу стратегии развития информационной инфраструктуры IT-подразделений.

Стратегия должна учитывать сильные и слабые стороны IT-подразделений. Часто оказывается, что бизнес требует услуг (для услуги всегда имеется срок, после которого она становится ненужной и уровень сервиса), которые не могут быть обеспечены IT-подразделениями предприятия. Важность принципов ITIL для высокотехнологичного предприятия заключается в том, что предоставление бизнесу требуемой IT-услуги определяется, как основная задача IT-подразделений наряду с формированием перечней IT-услуг обеспечиваемых и необеспечиваемых IT-подразделениями.

Бескомпромисность высокотехнологичных предприятий в требованиях соответствующих IT-услуг проявляется в тенденции развития аутсорсинга. ITIL предоставляет IT-подразделениям возможность распространять управляющие процессы на IT-кооперацию для наиболее эффективного решения поставленных задач. Отметим, что любое высокотехнологичное предприятие является, как правило, головным предприятием с большой кооперацией и совершенствование управления ею является одной из важнейших стратегических целей головного предприятия. Это еще раз подтверждает стратегическую важность подхода ITIL, как для IT-подразделений высокотехнологичного предприятия, так и для всего предприятия в целом, включая управление кооперацией.

Hosted by uCoz