Аутсорсинг в России и не только
"Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива"
Русская пословица
На тему аутсорсинга написано немало, много сказано о проблемах, с которыми сталкивается аутсорсинг в России. Решение же указанных проблем, если это можно назвать решением, зачастую базируется на "вере в светлое будущее", которое когда-нибудь наступит и у "нас" будет, как и у "них".
К слову сказать, и у "них" использование аутсорсинга оборачивается в ряде случаев крупными финансовыми потерями. Кризис компании
Cisco в апреле 2001, приведший, в частности, к списанию товаров на 2,2 млрд. долл., резкому падению котировок акций (на 68 пунктов) и увольнению около 8,5 тыс. человек, мог быть менее острым для компании, не прибегни она к широкому использованию аутсорсинга.В случае с компанией Cisco, проблема состояла в том, что аутсорсинговым компаниям казалось более выгодным брать заказы, чем предупредить Cisco о надвигающемся кризисе. Назовем эту проблему проблемой №1.
Проблемой №2 можно считать то, что аутсорсинг может обойтись дороже, чем собственное IT-подразделение (к такому заключению пришел, например, банковкский холдинг
Bank One).Переходя к российским проблемам, связанным с аутсорсигом, отметим такую особенность, как частые, по делу и не по делу, обращения пользователей, что делает более экономически целесообразным собственное
IT-обслуживание - российская разновидность проблемы №2.Одним из важнейших преимуществ использования аутсорсинга считается возможность передачи второстепенных функций внешним исполнителям и бόльшая концентрация на основном бизнесе компании. В современных российских условиях, когда весьма вероятен сговор между руководством
IT-службы и аутсорсинговой компанией, бизнес может не только понести финансовые потери, но и будет постоянно искать возможности проверить: "дурят его или нет?". Таким образом, преимущество превращается в проблему №3.Выбирая аутсорсинг, руководитель надеется, что его
IT-служба сможет, взаимодействуя с аутсорсинговой компанией, получить необходимый передовой опыт и впоследствии за меньшие деньги обеспечивать тот же уровень сервиса. Можно ли этого добиться - проблема №4.Существует мнение, что в области аутсорсинга отсутствуют эффективные, тиражируемые решения и, поэтому, используются особые подходы, затрудняющие понимание, контроль и оценку выполняемых работ. Не будем делать широких обобщений, чем обычно грешат противники аутсорсинга, но то, что такие примеры существуют не вызывает сомнений. Пусть это будет проблема с №5. Следует отметить небольшую тонкость в постановке проблемы. Мы можем вести речь о предоставлении аутсорсинговой компанией нужных нам сервисов и в этом случае решения, которые будут использоваться для их предоставления - внутреннее дело аутсорсинговой компании (использование неэффективных решений понижает её
конкурентоспособность по отношению к другим аутсорсинговым компаниям). Таким образом, будем считать, что проблема состоит в том, что аутсорсинговая компания может реализовать неэффективное и нетиражируемое решение для нашей компании.В ситуациях, когда возникает действительно серьёзная проблема и начинается поиск "крайнего", можно столкнуться с ситуацией "когда все правы": и аутсорсинговая компания и
IT-служба будут доказывать "что у каждой из них всё работает". Каким образом обеспечить надёжность и качество обслуживания в таких ситуациях - проблема №6.В момент заключения договора об аутсорсинге невозможно предусмотреть ситуации, которые могут возникнуть в будущем. И если
IT-служба худо-бедно будет разбираться с ними, то как поведёт себя аутсорсинговая компания - вот и ещё одна проблема с №7.Данный комплекс проблем представляет, на мой взгляд, основной арсенал противников аутсорсинга. Сторонники же аутсорсинга пока не подошли системному анализу указанного комплекса проблем. В данной работе предпринята попытка такого анализа на основе модели зрелости организации
SEI-CMM и передового мирового опыта в области управления IT-сервисами (ITIL - библиотека инфраструктуры IT).Перечисленные проблемы во многом сами дают ответ на вопрос: каких ошибок следует избегать при переходе к модели аутсорсинга:
Ясно, что перечень проблем не исчерпывается проблемами, рассмотренными в данной статье. Некоторых читателей, возможно, не устроит общность данных ответов, кроме того, можно задаться вопросом об их достоверности и непротиворечивости.
Ответ на эти вопросы состоит в том, что предлагаемые решения являются следствиями из модели
SEI-CMM и передового мирового опыта в области управления IT-сервисами. Фактически это означает, что ни перечисленные проблемы, ни их разновидности и комбинации не представляют угрозы для организаций, следующих рекомендациям ITIL и обеспечивающих уровень управления в модели SEI-CMM.Для тех, кто знаком с данными документами, разбор перечисленных проблем существенно сокращается. Это:
Следствие: Cisco будет совершенствовать свои подходы к составлению прогнозов.
Следствие
: Контракт с AT&T и IBM обошёлся Bank One гораздо дороже, чем предполагалось.Следствие: финансисты не могут объективно оценить стоимость аутсорсинга
.Следствие: Если аутсорсинговая компания находится на том же уровне, то она не в состоянии передать передовой опыт. Если аутсорсинговая компания находится на уровне стандартов (определенном) или выше, то предоставление дополнительных услуг должно вестись по определенным в этой аутсорсинговой компании правилам.
Следствие: Решения - уникальны, качество низкое.
Следствие:
Без заключения продуманных SLA аутсорсинг создаст новые проблемы.Следствие:
Нельзя сразу предусмотреть всё, равно как и подходить к изменениям, как к исключительным ситуациям. Ими надо управлять постоянно!
Вывод: |
Сложное отношение к аутсорсингу связано как с реальными примерами понесённых потерь (Cisco и т.п.), так и предполагаемыми (возможный сговор между руководством IT-службы и аутсорсинговой компанией и т.п.). Если уровень компании не выше повторяемого (фольклорного), то модель аутсорсинга ей противопоказана. Лишь повышая уровень зрелости в соответствии с моделью SEI-CMM и следуя рекомендациям ITIL, компания может с полным основанием расчитывать на получение дополнительных преимуществ от использования модели аутсорсинга. Все зависит от компании, а не от модели аутсорсинга. |