Л.С. Точилов
кандидат физ.-мат. наук
Заместитель директора ОЗМ
ФГУП «НПО машиностроения»
e-mail: l.tochilov@mail.ru
В условиях опытного и мелкосерийного производства, играющих основополагающую роль в процессе создания образцов новой авиационно-космической техники, задача оперативного управления производством приобретает решающее значение. С этим связаны и сроки вывода на рынок нового изделия – что это, значит, объяснять сегодня уже никому не надо, и затраты, связанные с изготовлением, наземными испытаниями и отправкой на полигон.
Ошибки при планировании, незапланированные потери времени, организационные проблемы оборачиваются штрафными санкциями за нарушение договорных обязательств, простоем зафрахтованных транспортных средств, другими моральными и материальными издержками.
Все это говорит о важности задачи организации эффективных систем оперативного управления производством (Manufacturing execution system – MES). Особенность опытного и мелкосерийного производства и сложность рассматриваемой задачи связана с большим количеством событий, влияющих как на сроки, так и на затраты. Существующие MES-технологии работают с набором событий, которые фиксируют те или иные временные метки в процессе изготовления изделия. Из этой информации можно увидеть, какие были задержки, рассчитать их последствия. Эта несколько запоздалая реакция, а также отсутствие средств, которые позволили бы управлять причинами, служащими источником (нередко регулярным), нарушений (временных, качественных и др.) в сборочном процессе и подводит нас к выводу о необходимости пересмотра концептуального ядра MES-систем, ориентированного на опытное и мелкосерийное производство.
Ядро должно позволять управлять, в том числе и проактивно (то есть устранять инциденты, еще до того, как они возникнут), полным потоком событий (инцидентов), которые приводят или могут привести к нарушению хода производственного процесса.
Новое ядро – Сервис центр – реализованное на основе передового опыта, собранного в библиотеке ITIL (Information Technology Infrastructure Library), обеспечит начальника производства информацией, которая позволит ему заниматься именно управлением и совершенствованием производственных процессов, ясно понимать причиннно-следственную связь, приводящую к потерям.
Функционирование данной системы обеспечивает решение вопросов качества в самом широком смысле, включая обеспечение сроков выполнения заказов, снижения затрат, вопросы совершенствования и развития производственных и управленческих процессов. Следует отметить, что ITIL реализует процессный подход, отвечающий задаче внедрения международных стандартов ИСО серии 9000 версии 2000 года.
Поскольку причины возникновения инцидентов могут выходить за рамки собственно производства, необходимы формализованные соглашения между подразделениями, в которых каждое из них берет на себя ответственность за качество предоставляемых Сервисов. Сервис центр отслеживает выполнение этих соглашений и предоставляет информацию для анализа.
Новая модель ядра MES-систем является мощным драйвером организационных преобразований. Это особенно важно в условиях производства с проектным подходом. В данном случае, в отличие от серийного производства, руководство не в состоянии уделять достаточное количество времени различным проектам. Соответственно неизбежны потери, в том числе из-за запаздывания управленческих решений (особенно, когда в решениях присутствует финансовые вопросы). Если в серийном производстве все прекрасно понимают во что обходится простой конвейера, то проектная организация работ усложняет принятие сбалансированных решений в каждом конкретном случае.
Традиционные MES-системы рассчитают новый срок изготовления изделия. Новое ядро определит персонального виновника инцидента – менеджера соответствующего процесса, оценит урон, который он нанес, пусть и из лучших побуждений, и эскалирует, не разрешенный за оговоренное в соглашениях об уровне Сервиса время, инцидент высшему руководству с полной информацией для принятия решения.
Существующие учетные и расчетные функции операционного уровня существующих MES-систем могут быть подключены к представленному ядру, реализующему механизмы управления более высокого порядка, что в итоге позволит эффективно решать различные проблемы при реализации сложных технических проектов в опытном и мелкосерийном производстве.
Если касаться серийного производства, то в этом случае ядро будет в меньшей степени задействовано на обработку большого потока инцидентов, а в большей степени на детализацию их причин и последствий. Это - второй важнейший функциональный аспект Сервис центра.