УПРАВЛЕНИЕ ОЖИДАНИЯМИ
Талантливые специалисты. Высочайший научно-технический потенциал. В чем же тогда причина нашего отставания от других развитых стран?
На этот вопрос мнение участников Круглого стола, проходившего в рамках выставки «Управление-2003» было единым – неэффективное управление. Можно соглашаться или не соглашаться с мнением одного из известных экономистов, утверждавшим, что нет богатых и бедных стран, есть хорошо и плохо управляемые страны. Но немалая доля истины в этом есть.
Вопросы, рассматриваемые на Круглом столе, проходившего под эгидой Российского авиационно-космического агентства и Экономической газеты, посвященном управлению предприятиями отрасли на основе информационных технологий, фактически имели государственный масштаб. Вопрос «Сможет ли наше государство считаться развитым, если оно потеряет свой авиапром?» заданный участникам круглого стола, требовал от них не эмоций, а вполне конкретных предложений.
Для тех читателей, кому этот вопрос кажется надуманным и неактуальным, поясню, что счет идет на дни. Вступление России в ВТО снимает последние препятствия для того, чтобы Боинги и Аэрбасы чувствовали себя у нас как дома. Наши чувства в связи с этим самые разные от полной безнадежности до активного поиска новых управленческих решений.
Из наиболее крупных организационных управленческих решений следует отметить корпоративное строительство в отрасли. Вопросы, связанные с его практической реализацией прозвучали в докладе представителя ФГУП «НПО машиностроения». Представленная в докладе структуризация проблемы корпоративного строительства послужила основой для позиционирования последующих докладов и намного превысила привычный уровень цитирования.
Однако, несмотря на высокий представительский уровень новых конструктивных идей, на мой взгляд, не прозвучало. Да, нужны крупные корпорации, способные противостоять иностранной экспансии на наш рынок, да есть проблемы, которые всем хорошо известны, да, надо использовать КАЛС технологии, а дальше-то что?
Примеры внедрения «элементов КАЛС», увы, не впечатляют, да и свежих идей, похоже, что нет. А ведь уже десяток лет как с этой технологией связывают спасение отрасли. Управляемо – значит измеряемо. В каких единицах будем мерить то, что сделано за эти годы в области КАЛС? Количеством переведенных стандартов? Незаметно, чтобы кто-либо из выступавших пользовался ими на практике.
Если говорить о практике, то здесь лидирующие позиции по-прежнему за ОКБ Сухого. В основе, как мне кажется, их изначально правильный подход, что нет «элементов КАЛС», как нет гайки от самолета. Есть гайка, есть самолет. Подумайте, говорит ли профессионал о гайке, как об элементе самолета?
Кстати путаница, что такое КАЛС не случайна. Как-то давно, в разговоре с одним из отцов-основателей направления КАЛС в России он признался, что у нас толком никто не знает, где границы КАЛС, но эта глобальность идет его компании на пользу.
Маленькая хитрость российского бизнеса – переросла в огромную проблему: мало что сделано именно потому, что неизвестно, что же надо было делать (каждое выступление на круглом столе стопроцентно это подтверждало). Речь, естественно не о бизнесе от КАЛС (он знает, что делает), а об отрасли. Мысль, что их цели могут быть разными, прозвучала за круглым столом, но продолжения не получила.
Что же такое КАЛС, и каков должен быть подход к КАЛС, исходя из интересов отрасли? Вот тот вопрос, который требует новых идей (результат старых хорошо известен).
С официальной точки зрения КАЛС - это «сопровождение и поддержка наукоемкой продукции на всех этапах жизненного цикла на базе компьютерных технологий». Важный аспект? Важный! Спасает это авиапром? Опыт говорит, что нет! Компьютерные технологии хороши как поддержка новых идей, а не сами по себе. То, что бизнес от КАЛС в придачу к технологиям продаст вам и идеи, для кого-то звучало заманчиво, для других послужило сигналом к тому, чтобы демонстративно покинуть мероприятие.
Ограниченность времени не позволила обсудить те идеи, которые, на мой взгляд, способны сменить галс к отраслевой цели в области КАЛС. Чтобы изложить их, надо первоначально определиться, в чем же суть КАЛС? Мое личное определение сути КАЛС – это УПРАВЛЕНИЕ ОЖИДАНИЯМИ. Чем короче определение, тем важнее его правильное понимание. Чтобы сразу исключить первую волну кривотолков, приведу пример из жизни.
Общеевропейский военно-транспортный самолет А-400М, на который нет еще чертежей, побеждает летающий пусть и с массой НЕДОРАБОТОК российско-украинский Ан-70. В чем причина? Почему были куплены ОЖИДАНИЯ ХОРОШЕГО самолета, а не летающий самолет? Ответ, как вы, наверное, догадались в УПРАВЛЕНИИ, которое легко может умножить на ноль все превосходство в ресурсах.
Россия - страна ожиданий, это и обнадеживает (в новых реалиях ожидания – это лучший товар), и внушает опасения, относительно того, что наши ожидания некондиционны и чем-то отличаются от «их». К сожалению, это так! О культуре ожиданий читайте в следующем номере.
Л. Точилов